Жан-Клод Мурлева «Третья месть Робера Путифара»
Как вы относитесь к школьным хулиганствам?
А что если самый главный вредитель, мститель и хулиган… это учитель? И он считает, что имеет на это полное право?
Попробуем разобраться с этими сложными вопросами, открыв книгу Жана-Клода Мурлева «Третья месть Робера Путифара».
Ярко-красный фон обложки, на ней – несколько карикатурная фигура учителя у доски, его огромные угловатые плечи. А внизу сидящие за партами ученики.
Сказать, что это ученики третьего класса, как написано в книге, наверное, нельзя. Но издание переведено с французского, а там система образования другая, не такая как в России. И третий класс очень близок к первому выпускному. Поэтому слишком взрослые ученики третьего класса вполне соответствуют иллюстрации на обложке.
Открываю книгу – и погружаюсь в мир депрессии учителя, который выходит на пенсию. Его все поздравляют, дарят ему цветы, говорят приятные слова. Он лишь терпеливо слушает и ждет, когда все это закончится…
37 лет отдано школе, где он сам когда-то учился!
37 лет душевных терзаний и издевательств над учителем!
Накладывают свой отпечаток и вечное недовольство нашего героя, и его жизнь с престарелой мамой…
Но у него есть цель. Месть!
Учитель начинает мстить своим обидчикам. Ученикам, которые отравили его жизнь, укусили особенно больно. Из всех обидчиков он выбирает троих – и начинает действовать.
До этого момента я прочел книгу на одном дыхании. Было больно за героя, хотелось как-то сгладить его конфликт. Но тут я остановился и впервые задался вопросом: а надо ли это все показывать, надо ли описывать все эти безобразия, которые творили ученики, издеваясь над учителем?
Читаю дальше – и количество вопросов увеличивается. Я как родитель возмущен поведением учителя. Я понимаю его обиду, понимаю, что он должен чувствовать, но не могу допустить месть как средство решения конфликтов.
Робер Путифар, учитель, разделывается с одним учеником, потом с ученицей. Конечно, его месть не имеет криминального характера. Скорее, это мелкое хулиганство, приправленное скандалом. И вот на пути учителя возникает третья мишень. Тоже ученица, которая явилась причиной краха любви учителя.
И вот здесь происходит слом. Я вижу человека за образом этой машины мщения. Как бы ни убеждал себя герой, что он должен отомстить этой повзрослевшей девочке, он остается человеком.
И именно в этот момент находятся ответы на все вопросы, возникшие в начале чтения. И я понимаю, что не зря прошел вместе с героем весь этот путь и дочитал книгу до конца.
Полностью понять и принять этого героя можно, только прочитав книгу от корки до корки. От и до. Она того стоит
Евгений Аркадьевич Шестов,
ведущий библиотекарь Отдела культурных программ